Учебная версия для ВУЗов
УЧЕБНАЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ ВУЗОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ «COBRA++»
В настоящее время при подготовке специалистов высокой квалификации используются всевозможные тренажеры и имитаторы производственных и технологических процессов, реализованные в виде программных продуктов. Они дают возможность моделировать реальные процессы, а индивидуальная или групповая работа с этими программами позволяет получать знания, навыки и умения под контролем преподавателей в оперативном режиме. Примерами могут служить различные деловые игры. Однако для таких сложных объектов как система управления предприятием или организацией нет компьютерных программ, которые бы позволяли комплексно подойти к подготовке менеджера. Известные программные продукты, направленные на автоматизацию системы управления производственных процессов сложны в установке, сопровождении и использовании в учебном процессе. Они позволяют вести изучение конкретного пакета, его возможностей, функций и конфигураций. Кроме того, задача наполнение данными для моделирования реальных производственных процессов весьма проблематична. Так же существует проблема подготовки самих преподавателей ВУЗов для работы с конкретными программными продуктами.
Компания ЗАО «РЕГУЛ» предлагает программный комплекс для обеспечения учебного процесса подготовки менеджеров и инженеров в области построения, сопровождения и эксплуатации корпоративных информационных систем. Далее дается краткое описание возможностей системы Cobra++
Концепция адаптивной системы управления предприятием реализована в программном комплексе «COBRA++», в которой реализуется технология объектно-функционального подхода к формированию сетевых структур управления. Программный комплекс реализован в виде набора модулей, организующих три контура системы. Элементами этой системы являются информационные объекты, на основе которых создаются формы электронных документов, которые определяются задачами каждого этапа бизнес-процессов. Результаты выполнения бизнес-процессов представляются заполненными экземплярами информационных объектов. Особенностью системы «COBRA++» является то, что создание информационных объектов, форм и экземпляров не требует привлечения IT-специалистов и не требует знания каких-либо языков программирования. Формирование элементов информационной системы максимально приближенно к технологии заполнения обычных форм документов в тестовом редакторе. Это позволяет сопровождать и эксплуатировать автоматизированную систему самими организаторами и исполнителями бизнес-процессов.
В таблице представлены технологические возможности и классы решаемых задач системы «Cobra».
Комплекс состоит из сервера и комплекта программных модулей, которые позволяют реализовать хранилище данных, формировать структуры информационных массивов непосредственно специалистом предметной области, расширять возможности информационной базы данных, а также использовать базы данных из уже имеющихся. Модули подсистемы управления бизнес-процессами позволяют строить иерархические структуры организационной подчиненности должностей, строить шаблоны сетевых структур исполнения бизнес-процессов, отслеживать исполнение управленческих решений, контролировать показатели работы предприятия.
Технологические возможности и классы решаемых задач
системы Cobra ++.
Технологические возможности |
Классы решаемых задач системы Cobra |
1. Хранилище данных обладающее свойством высокого уровня масштабирования |
Построение объектно-ориентированных баз данных |
Накопление ретроспективной информации |
|
Создание системы OLAP анализа |
|
2. Построение информационной системы предприятия или организации
|
Создание системы документооборота · по технологии doc-flow · по технологии work-flow |
Создание систем класса ERP · Материально-технический учет · Управление финансами · Система менеджмента качества · Управление персоналом · Управление производством
|
|
3. Построения системы управления предприятием |
Построение системы поддержки принятия решений · Управление по отклонению |
Система управленческого учета |
Программный комплекс «COBRA++» обладает способностью гибко и адаптивно реагировать на любые изменения в работе организации. В частности, модуль «Дизайнер объектов» позволяет изменять структуру информационного объекта, добавив в него все необходимые свойства и параметры. Переход от версии к версии происходит без потери данных. Эта технология дает возможность развивать объекты системы, исключая какие-либо коллизии и конфликты, связанные с данными.
Система «Дизайнер форм» позволяет в кратчайшие сроки сформировать приложение, в максимальной степени отвечающее требованиям конкретного специалиста, отвечающего за какой-либо ресурс, в рамках определенного бизнес-процесса. Особенностью этого модуля является отсутствие этапа программирования при настройке пользовательского приложения. Все операции при создании формы выполняются на основе общения пользователя с системой через диалоговые окна, где с помощью стандартных элементов управления пользователь выставляет нужные ему свойства и опции. Использование такого подхода позволяет добиться предельной простоты при работе с системой, что делает данный инструмент доступным конечному пользователю. Однако, следует заметить, это нисколько не ограничивает функционал пользовательских приложений. Напротив, это дает возможность быстро и адаптивно производить разработку и настройку приложений. В случае возникновения необходимости внести какие-либо изменения в приложение, пользователь также может изменить форму в соответствии со своими требованиями, без помощи программиста. Поддерживается возможность настройки вычислений для отдельных полей формы, работы с графическими изображениями, построения отчетных форм для вывода на печать.
Подсистема управления и контроля исполнения бизнес-процессов предприятия подразумевает построение шаблона бизнес-процесса на основе иерархии ролей, существующих на предприятии и заложенных в систему, через инструмент «Дизайнер оргструктуры».
«Дизайнер оргструктуры», по сути, является справочником должностей, существующих на предприятии. Модуль позволяет представлять организационную структуру предприятия в виде схемы, отображающей уровни подчиненности должностей.
Дизайнер бизнес-процессов позволяет проектировать бизнес-процессы в виде сетевой структуры. Каждый этап проектируемого бизнес-процесса является центром ответственности за ресурс, и определятся должностью из организационной структуры предприятия, для которой необходимо выбрать соответствующий информационный объект и построенную на его основе экранную форму. На этом этапе работы с системой, возможно, задать критерий оценки исполнения каждого этапа бизнес-процесса, а так же контролируемые показатели. При проектировании структуры бизнес-процесса определяются условия и пути передачи информации, нормы контроля исполнения отдельных этапов, специфику прохождения информационных потоков.
Бизнес-процесс проектируется в виде сетевой структуры. На первом этапе подготовки структуры бизнес-процесса необходимо определить организационную структуру предприятия или отдела, на основе которой будет строиться бизнес-процесс. Роль или позиция в организационной структуре определяет уровень доступа и режим работы с информацией во время работы бизнес-процесса.
Каждый этап проектируемого бизнес-процесса является центром ответственности за ресурс, и определятся должностью из организационной структуры предприятия, для которой необходимо выбрать соответствующий информационный объект и построенную на его основе экранную форму. Также необходимо задать критерий оценки исполнения каждого этапа бизнес-процесса. При проектировании структуры бизнес-процесса определяются регламенты передачи информации, нормы контроля исполнения отдельных этапов, специфику прохождения информационных потоков.
В возможностях построения сети бизнес-процесса система имеет гибкость вариантов и порядка настройки сети процесса.
Первый вариант – создавая центр ответственности, указывается не только его начальные параметры (название и должность исполнителя), но и все остальные (рабочий информационный объект, рабочая форма, параметры движения информации), тем самым за один подход получается полностью «рабочий» центр ответственности, к настройке которого не нужно возвращаться.
Второй вариант – на начальном этапе есть лишь общее представление, как должен быть построен бизнес-процесс. В таком случае, общую задачу построения сети исполнения бизнес-процесса удобно разбить на четыре простые задачи:
1. Определить «узлы сети бизнес-процесса», т.е. обозначить только название центра ответственности и должность исполнителя.
2. Построить информационные объекты и формы для исполнителей бизнес-процесса
3. Назначить каждому исполнителю его рабочую форму
4. Определить пути и регламент перемещения информации между исполнителями бизнес-процесса.
Перед тем как пользователь получит возможность запускать бизнес-процесс на исполнение, система проверяет спроектированную сеть на наличие всех необходимых параметров. В диалоговом окне выводятся результаты проверки, а так же разрешение на сохранение шаблона бизнес-процесса или наличие ошибки.
Модуль системы позволяет составлять календари запуска и отработки любого количества бизнес-процессов в течение определенного планом срока. При добавлении бизнес-процесса в календарь событий возможна настройка периодичности повторения бизнес-процесса и ключевых дат запуска или окончания бизнес-процесса (например, «каждый первый понедельник каждого месяца» или «к последнему рабочему дню каждого месяца»)
Далее календарный план работы или любой отдельный шаблон бизнес-процесса может быть запущен на исполнение из модуля «Монитор процессов». Для этого лицо, производящее запуск, должно обладать определенными ролевыми правами, позволяющими ему произвести данную операцию.
Монитор процессов – основной инструмент руководителя и всего предприятия и структурного подразделения, источник оперативной информации о состоянии бизнес-процессов протекающих на предприятии и результатах работы подчиненных сотрудников.
В зависимости от прав доступа авторизованный пользователь получает возможность отслеживать исполнение бизнес-процессов в режиме реального времени, видеть результаты работы и временные регламенты каждого участника бизнес-процесса, отслеживать изменения контролируемых показателей бизнес-процессов.
Предлагаемы учебный комплекс «COBRA++» построен на платформе свободно распространяемой версии ORACLE. К учебному комплексу прилагаются техническая документация и установочный диск.