Идеология системы

Система поддержки принятия решений

     Одним из верхних контуров системы является подсистема поддержки принятия управленческих решений. В основе этого контура лежит система оперативного анализа и обработки данных бизнес-процессов предприятия (подробнее в разделе Подсистема анализа производственной информации). А ретроспективный анализ информации позволяет определить тренды в развитии бизнес-процессов. Информация представляется в виде графических диаграмм в многомерном пространстве принятия управленческих решений.

     В системе Cobra++ для обеспечения эффективного управления производством учитываются те факторы, которые, по мнению ЛПР, оказывают влияние на развитие бизнес-процесса. Среди такого множества информации менеджер исследует отклонения показателей бизнес-процесса от их нормативных значений. В результате своевременно определяется центр ответственности, который нарушил нормативный ход процесса. Для современного производства характерна высокая реактивность, которая, как правило, выражается в частой сменяемости видов продукции и широкой номенклатуре.

    Одним из способов решения задач управления является использование программируемого управленческого решения (ПУР). Содержание и рекомендации по его применению хранятся в базе данных СППР и должны выдаваться автоматически на основе анализа текущего состояния бизнес-процесса. Управленческие решения могут формироваться непосредственно самим пользователем системы Cobra++.

        Ниже показан алгоритм автоматического выбора вида ПУР при возникновении проблемной ситуации в условиях многономенклатурного производства. Схема алгоритма приведена на рис. 1. Его пошаговое описание приводится ниже.

Схема алгоритма принятия управленческого решения

Алгоритм принятия управленческого решения

Блок 1. Первоначально выбор данных осуществляется интуитивно на основе личного опыта ЛПР из хранилища или базы данных в виде витрины данных. Набор данных в последствии может быть сокращен путем запросов, ограничивающих витрину данных до нужного размера в соответствии с параметрами изучаемого бизнес-процесса.

Блок 2. Интегрирование данных осуществляется функциями (sum, max, min, avg) и накладываются ограничения на изучаемые параметры бизнес-процесса. Подготовка данных осуществляется с целью их обработки методами математической статистики. Эта информация представляется в виде двумерной таблицы. Далее происходит форматирование и структурирование информации на предмет уменьшения избыточности.

Блок 3. В этом блоке производится автоматизированная обработка данных, переданных из блока 2.

Блок 4. Здесь ЛПР производит анализ результатов группирования. В ходе проведения анализа выявляются отклонения от нормального (спрогнозированного) хода бизнес-процесса.

Блок 5. На этом этапе ЛПР оценивает причины и интерпретацию данных о параметрах бизнес-процесса. Если оценка устраивает ЛПР, то происходит переход к блоку 6, если нет – то происходит возврат к блоку 1 и первичный набор данных дополняется новой информацией.

Блок 6. В этом блоке формируется запись информации в базу данных об изучаемом бизнес-процессе, его входные и выходные параметры.

Блок 7. Производится графическое отображение изменения параметров бизнес-процесса. В системе Cobra++ действует правило: «в аналогичных проблемных ситуациях принимаются одинаковые запрограммированные управленческие решения». Исходя из этого формируется база данных ПУР, в которой различают административные, технико-технологические и организационно-экономические решения. При анализе проблемной ситуации требуется предварительное знание характеристик среды (параметров бизнес-процесса), в которой она находится. Поэтому, среда представляется в виде многомерного пространства. Если траектория показателя бизнес-процесса находится в заранее заданных пределах, то он считается стабильным.

Блок 9. На основе информации из блока 8 отображаются интегральные показатели бизнес-процесса.

Блок 10. Идентификация ситуации, требующей принятия ПУР. Если критической ситуации не выявлено, то происходит переход на блок 14, в противном случае следует блок 11.

Блок 11. Для выбора списка возможных управленческих решений используется база данных ПУР.

Блок 12. База данных управленческих решений формируется на основе экспертного анализа ЛПР проблемных ситуаций.

Блок 13. Принятие ПУР осуществляется ЛПР на основе информации полученной из блока 9.

Блок 14. Анализ выходных параметров бизнес-процесса после принятия ПУР позволяет оценить правильность принятого решения.

Блок 15. Анализ деятельности ЛПР вышестоящей инстанцией.